Для правильной работы сайта требуется браузер с поддержкой JavaScript и Cookies должны быть разрешены.

Послушайте! МОТ

Это Матвей Мельников. Он ломает стереотип о том, что русский рэп - это улица, дворы и необразованные бездельники. Рассказ артиста из Black Star о том, как можно совмещать научную и творческую деятельность, чего можно добиться, не растеряв при этом свой интеллект, и многое другое.

Об очках

Матвей, а ты носишь очки для зрения или для поддержания имиджа "интеллигентного рэпера"?

Изначально, безусловно, я не задумывался там об имидже-не имидже. Просто в силу обстоятельств - плохого зрения - я носил очки. И как-то со временем это стало частью имиджа. Кстати, на моем большом сольном концерте - он прошел 18 мая в клубе Москва Холл - за спиной у меня был огромный экран, одной из заставок на котором были такие большие очки. И коль у меня альбом называется "Азбука Морзе", то они полностью были сформированы из точек и тире. Так получается, что, действительно, очки - это мой фирменный знак, логотип и составляющая стиля, имиджа. Мне достаточно снять очки, снять кепку, и меня уже 80% не узнают. Так что это с одной стороны - элемент стиля, а с другой - элемент маскировки, без которого тебя уже могут даже и не признать.

Много у тебя вообще очков?

Явно меньше, чем кепок-шапок, потому что это вообще моя страсть с детства - кепки и шапки. Но очков тоже штук 7-8 наберется. Мои любимые – как раз вот эти, которые я ношу, и круглые clip-on. Последние мне подарил друг, и они мне дороги, прежде всего, как подарок от него. А те, что сейчас на мне – это Paul Smith. И, опять же, это подарок, только не от друга, а от лэйбла Black Star. Тоже символичный подарок, поскольку эти очки мы купили вместе с лэйблом на мой первый клип, это был «Мот стелет чо сели». Первый мой клип, снятый на лэйбле Black Star и, соответственно, первый клип, в котором я засветился в этих очках. Все предыдущие и последующие очки я купил себе сам. Просто получается так, что самые любимые две пары мне подарили.

А как ты выбираешь очки?

Я больше ориентируюсь не на моду, а на стиль. Если эта вещь стильная, подходит мне, и я понимаю, что мне комфортно, то я ее покупаю. В основном приходится брать с собой человека близкого, которому я доверяю – благо есть друзья, которые мне зла не пожелают. И это в силу того, что, когда я снимаю свои очки с диоптриями и надеваю без диоптрий, я мало что вижу и не понимаю, идут ли они мне. Поэтому – совместно с моим другом или знакомыми идем и выбираем. Кстати, на днях я иду на диагностику в клинику, дабы понять, можно ли сделать мне операцию, которая восстановит мое зрение до единицы, и, если возможно, то я ее сделаю. Но все равно это не означает, что я не буду носить очки. Можно будет носить обычные солнцезащитные очки и все видеть – а так, если я сейчас надеваю солнцезащитные очки, то я просто иду на ощупь. 

Какие можешь дать советы по выбору очков?

Да тут сложно сказать. Дело в том, что кому-то идут круглые очки, кому-то идут квадратные очки… тут, наверное, нужно приходить мерить и смотреть то, что больше вам к лицу. Желательно брать с собой человека, желательно двух!.. (смеется) Чтобы было коллегиальное мнение, а не мнение одного человека. Любимый мой профессор, который преподавал мне математику в университете, называл это «метод пристального взгляда», когда ты смотришь задачку и понимаешь, сможешь ты решить ее или нет. И то же самое тут – ты смотришь на себя в зеркало, и «методом пристального взгляда» и методом подбора – только таким образом можно выбрать наиболее гармоничные и подходящие тебе очки.

Учеба в МГУ

А ты вообще любишь математику?

Я вообще окончил университет по специальности экономист-менеджер. Специализация была – антикризисное управление. А факультет – государственное управление. И вот антикризисное управление – это как раз та специальность, которая больше всего связана с математикой. Но у меня априори филологический склад ума, гуманитарный. Наверное, это передалось от мамы, потому что моя мама по специальности филолог. И она с детства прививала мне любовь к русскому языку и к гуманитарным наукам. А папа – наоборот, больше естественных наук любитель. Поэтому во мне такой микс гуманитария и любителя естественных наук, но больше, наверное, в сторону гуманитарной отрасли. Поэтому, я не могу сказать, что мне очень нравилось, что я любил математику, физику… но и не могу сказать, что мне это тяжело давалось. Но больше мне, естественно, были интересны такие предметы, как философия, обществознание, литература. Поскольку там больше области для мысли, для воображения, для фантазии…

Такой диссонанс получается.

А у меня все на диссонансе. Так и получается – вся жизнь из таких черных и белых сплетений инь и янь. В университете больше нагрузка научная, естественно-научная. А, возвращаясь домой, проводя как-то свой досуг, я углублялся в гуманитарные сферы, в творчество. И вот именно на противовесе черного и белого получалось обретать гармонию, не давать себе устать от чего-то одного. Потому что если у тебя на работе одна рутина, дома тебя ждет то же самое, встречаешься с друзьями и обсуждаете то же самое, то это превращается в муку, и ты вряд ли получаешь от этого удовольствие. А когда ты развиваешься всесторонне, это не дает тебе заскучать, охладеть к какому-то делу, а наоборот, все больше и больше подпитывает тебя с разных сторон.

Ну, у тебя сейчас как раз две полосы: черная – Black Star – и, видимо, белая – аспирантура, МГУ. Как у тебя со временем?

Времени вообще нет свободного. И, соответственно, на аспирантуру тоже приходится выкраивать это время. Но, тем не менее, времени я зря не терял – в декабре выступал на одной научной конференции с последующей публикацией в сборнике своей статьи. Плюс ко всему, я прочитал лекцию в Лондоне (когда приезжал туда выступать на Мисс СССР), и мне удалось достать официальный документ, подтверждающий, что я, Матвей Мельников, был в это время в университете UCL, читал лекцию студентам. То есть, это тоже веский аргумент в мою пользу – мол, ага, есть у вас еще аспиранты, которые могут прочитать лекцию в университете в Лондоне? Но, безусловно, все упирается в основном в текст диссертации, поскольку это действительно фундаментальная работа, на которую у меня уже редко хватает сил, и эмоциональных и физических. По сути, я бы уже мог защитить диссертацию – если бы она была у меня готова – еще в начале этого года. Но я могу и растянуть это еще на два года, потому что крайний срок – это 4-й год обучения в аспирантуре у заочников. Если я напишу ее раньше, я могу и защитить ее раньше.

О преподавании

И после этого все, ты уже, считай, закончил аспирантуру?

Да, все, официально закончу, получу научную степень кандидата экономических наук и смогу преподавать в университете. Вообще, я шел в аспирантуру только за тем, чтобы преподавать в университете. Потому что мне всегда это было интересно, я всегда понимал, что у меня есть склонность к публичным выступлениям. На самом деле, выступление на сцене или выступление за кафедрой в аудитории, лекционной или семинарской, мало чем отличаются, потому что тебе нужно и там, и там в кулаке держать внимание аудитории. Классическую информацию нужно еще как-то разбавлять, чтобы людям было интересно  тебя слушать. И, соответственно, это тоже требует творческого подхода. Сейчас сложно загадывать, каким образом у меня получится совмещать, потому как до поступления в аспирантуру я думал, что у меня не получится совмещать обучение там и свои гастроли. Но, как показывает практика, все возможно, и я надеюсь, что и преподавание в вузе и продолжение своей артистической деятельности – это тоже вполне совместимые вещи.

Преподавать хочешь именно там, в МГУ? Ты говорил, что пока ты учишься в аспирантуре, в МГУ преподавать тебе нельзя, а как насчет других университетов?

Ну, скорее всего, можно, но я даже не узнавал этот момент, потому как мне хочется именно в родных стенах преподавать. И еще больше я в этом убедился, когда у нас был такой своеобразный «рейд», как мы его называли, по универам. В рамках поддержки альбома мы прокатились по четырем вузам и, безусловно, я мог бы покривить душой и сказать, что мне понравилось везде, и везде одинаковая атмосфера, но это не так, и все-таки самое приятное впечатление у меня оставил именно МГУ. И не только потому, что у нас была масса общих тем, приколов и шуток, потому что я знаю всех преподавателей, которые сейчас преподают у ребят, пришедших послушать меня. Но это все читается и в качестве вопросов. Где-то меня спрашивали исключительно «на какой машине ты ездишь» и «как давно ты заработал свой первый миллион», «а в каких отношениях вы с Тимати». А в каких-то университетах меня спрашивали вещи явно посерьезнее и не ограничивались такой банальщиной. Поэтому и преподавать я бы хотел исключительно в родных стенах. К тому же, учитывая, что я там всех знаю, меня там все знают – даже с этой точки зрения было бы проще.

О семье

Часто видишься с родителями?

Мама говорит, что, когда я дома – это большой праздник. Вот, допустим, у нас был апрель… такого месяца у нас еще никогда не было: 17 апреля я выехал из дома, а вернулся домой только 1 мая. И все это время был в гастролях, на концертах, то есть полмесяца меня вообще не было дома. На первых порах это было сложно, сейчас уже более-менее привык. Ну и, естественно, родители привыкли, что я дома, всегда под боком, всегда рядом, а тут – бах – и меня полмесяца может вообще не быть дома. Естественно, мама – как и любая мама, наверное – волнуется, переживает, материнское сердце неспокойно. На меня многие друзья обижаются, говорят, мол, вот, ты запарил, тебя то нет в Москве, то ты здесь, но ты спишь, отдыхаешь. А мол, с нами встретиться, погулять, покальянить, сходить в кино, у тебя вечно нет времени, ты зазвездился и вообще нехороший человек. Я прекрасно понимаю их, но со временем они стали понимать меня, что у меня тоже не всегда хватает времени, сил. И, соответственно, когда я в Москве, больше времени стараюсь проводить по возможности с друзьями и с родителями, дабы они все-таки не забывали, как я выгляжу. То есть, я хочу, чтобы они знали, что я еще готов и открыт к диалогу, к общению.

А что они (родители) думают о твоем творчестве?

Ну, им нравится. Они слушают не только меня, но и вообще – то, что я слушаю, и им это тоже нравится. Они очень в теме, зачастую мониторят какие-то интернет-ресурсы и узнают новости музыкальной сферы или какой-то смежной сферы раньше меня. Несмотря на то, что папа у меня спортсмен, бизнесмен, и он далек от музыки, а мама филолог – никогда не было такого, чтобы они своей «невидимой» или, наоборот, «железной» рукой направляли меня в ту или другую отрасль. Вот, мол, ты должен идти в МГУ или вот, ты должен идти на факультет государственного управления, музыкой ты не должен заниматься… Единственное, что мне сказал папа, когда у меня были сомнения, куда поступать: «Выгляни в окно, и ты поймешь, куда тебе поступать, у тебя нет особо вариантов». Дело в том, что я сейчас живу в Кузьминках, это юго-восток, на 12-м этаже. И если смотреть из зала, – виден юго-запад и шпиль главного здания МГУ. И, собственно, все – я к этому стремился, очень рад был, когда поступил, еще больше рад, когда закончил. И еще больше рад, когда поступил в аспирантуру туда же. Так и идет – они всегда знали и продолжали верить в меня, против никогда не были, а что касается поддержки – всегда поддерживают меня во всех начинаниях.

О здоровом образе жизни

В одном из интервью я читала, что ты за здоровый образ жизни? Не куришь, не употребляешь вещества и все такое?

Ну, собственно да, у меня в семье никто не курит, не пьет, и у меня просто нет какого-то дурного примера, слава богу. Ну и плюс в жизни какие-то иные ценности, нежели поддаться страстям и упасть с головой в омут вредных привычек. Если раньше еще от нечего делать, обучаясь в университете, можно было поддаться соблазну с друзьями, то сейчас увеличилось количество гастролей, и ты понимаешь: сегодня у тебя концерт и нужно лететь в Петропавловск-Камчатский, это восемь часов лету, грубо говоря. Там только выступаешь, сразу спрыгиваешь со сцены и летишь в Санкт Петербург, вообще без сна и без отдыха. Тут твой организм и так не совсем счастлив, что его кидают сначала на восьмичасовой перелет в одну сторону, потом десятичасовой перелет в другую сторону. А если все это еще подкреплять какими то алкогольными, химическими, табачными и иными изделиями, то это можно из Санкт Петербурга не улететь никуда и там быть со всеми почестями похороненным прямо на сцене. Поэтому тут еще помимо того, что в принципе это не свойственно моей семье и мне, еще и возникает такой фактор, что если уподобляться всем этим соблазнам, то твой организм не выдержит, и ни к чему хорошему это не приведет.

О творчестве

Что такое «интеллектуальный хип-хоп»? Что ты можешь об этом сказать? Что это вообще такое? То есть, это просто ты такой представительный, не следующий всем этим вредным привычкам, или это что-то большее?

По-любому это что-то большее. Интеллектуальный хип-хоп – это не обязательно научные термины. Предполагается под этим понятием, во-первых, отсутствие нецензурных слов, а во вторых, какая-то здравая мысль, идея, вывод, который человек должен сам для себя сделать. У меня как-то был концерт и после концерта ко мне подошел мужчина, наверно лет сорока, и говорит: «Я услышал, у вас в тексте в одной песне есть фраза “для многих свадьба сейчас страшнее, чем Левиафан”. Вот вы считаете, что люди, которые вас слушают, они знают кто такой Левиафан?» Я говорю: «Вы понимаете, тут именно миссия музыки такая, чтоб человек услышал, и его бы это побудило залезть в тот же гугл и ввести «что такое Левиафан». Когда он узнает, что это, если он не знает, то моя миссия выполнена, а именно, миссия и функция просветительская».

Но, безусловно, я не свожу музыку и свои песни исключительно только к этой функции. Помимо нее есть треки, которые предназначены исключительно для клубов, где зачастую вообще нет смысла, под нее нужно только танцевать и не загружать свой мозг тем, о чем там говорится или поется. Музыка, она многогранна, и мне тоже не интересно работать исключительно в одном ключе. Так оно и получается, как мы уже говорили, вот это вот, белое и черное: лиричная составляющая и танцевальная – все в одном.

Даже вот в этом альбоме третьем, который у меня вышел, я сыграл так же, на двух контрастах: там есть два главных героя – это названия треков. Первый трек называется «Бенджамин Франклин». Понятно, все знают, кто такой Бенджамин Франклин. Но (в альбоме – Прим. ред.) это олицетворение всего рационального, всего материального мира, мира вещей, в котором задается философский вопрос: что важнее – душа или монеты? Второй персонаж – Барон Мюнхгаузен (и это тоже одноименное название трека), который, как известно, «сорвиголова», который вытянул из болота сам себя за шкирку, которого вечно тянет на приключения. Он отвечает за душу, за нерациональное звено в альбоме. И вот именно на пересечении этой борьбы, рационального и нерационального, Барона Мюнхгаузена и Бенджамина Франклина и строится весь альбом и получается вся моя жизнь. Так или иначе, это можно выливать в различные формы  и отожествлять с различными персонажами, но как-то так вот с детства повелось, что весы Фемиды балансируют, преобладает то белая, то черная сторона, и вот на этом балансе все строится.

А ты сам слушаешь свою музыку? И вообще что ты слушаешь?

Я вообще с самого детства меломан и слушаю разную музыку. Что касается своих треков, то я могу вообще затереть его до дыр, дабы понять, что тут убрать либо что добавить, чего не хватает. И на этапе демо я так часто слушаю эту песню, что уже когда она сводится и выходит в том варианте, в котором слушают люди, у меня она уже вот здесь сидит, я ее уже не слушаю, двигаюсь дальше, пишу какие-то дальше треки и уже затираю до дыр их. А что касается других артистов и другой музыки, то с самого детства, наверное, лет с восьми я был большим фанатом группы Spice Girls. Затем являлся большим фанатом Дэцла. Параллельно слушал и Limp Bizkit, Linkin Park. В общем, не было чего-то такого… наверное, все это еще зависит от того, что, повторюсь, я с самого детства танцую, а танцевать под какой-то определенный жанр – это только загонять себя в рамки. Во многом я был и остаюсь большим фанатом Eminem’а и, услышав этого человека, я понял, что помимо речитативов в хи-хопе и рэпе можно еще добавлять в припеве какую-то мелодичную составляющую и напевать, что мне, безусловно, понравилось и я в дальнейшем стал использовать. Ну и вообще, я с кайфом с самого детства подпевал и любил ходить на концерты того же Сосо Павлиашвили и других таких людей, чье творчество невозможно не заметить, чье творчество затрагивает душу. Именно поэтому, наверное, мне близка мелодичность и совмещение с распевками в припевах, да и в куплетах. Я не брезгую делать исключительно вокальные треки, а не только зацикливаться на речетативе.

О российском рэпе

Что ты думаешь о современном российском рэпе, что он вообще собой представляет, много ли у нас достойных представителей? Каким видишь его будущее?

Я сам относительно зеленый парень в этой всей истории, поэтому мне интересно наблюдать за такими же новичками, и новой школой в игре. И мне очень приятно, что в последнее время стало появляться очень много достойных новых персонажей. Вот эта новая школа, которая опирается на современный звук, так или иначе подглядывает за западом, но не копирует один в один, а как-то более гармонично и с умом переносит это на российскую действительность. И если раньше все это воспринималось в штыки, то сейчас таких ребят появляется с каждым месяцем все больше, и даже самые отчаянные любители олд-скула признают, что, действительно, русский рэп переходит в какую-то новую стадию, действительно, меняется звук, меняются лица, меняется в принципе атмосфера. И, безусловно, мне это приятно, потому как налицо не революционный скачок, резкий, а эволюционный. Мне вообще недавно пришла в голову идея собрать весь молодняк, который недавно появился, и записать трек, девизом которого стало бы «в бой идут одни новички». Новая школа наступает на пятки старой, и это не просто громкие слова, это реальный факт.

Как думаешь, а исполнители – как старой, так и новой школы – сейчас ориентируются в своем творчестве на запад или все-таки пытаются создавать что-то свое? У нас сейчас русский рэп или «переведенный» на русский язык, западный?

Ну, это все зависит от исполнителя. Кто-то действительно просто ограничивается google translate’ом, запихивает англоязычные тексты туда и пишет, исходя из этого, уже на русском. А кто-то с умом перекладывает это на наши реалии, на нашу действительность. Допустим, я очень всегда любил и продолжаю любить творчество Басты, и это просто апогей и кульминация русского хип-хопа. Он пишет о том, что понятно каждому, он пишет это незаурядными словами и под такую музыку, которая тоже понятна каждому, хотя многие считают, что Баста – это попса. Но, даже наблюдая за его последними работами, в том числе, за последним альбомом, можно заметить, что он там стал использовать множество эффектов, которые, как поймет любой, хотя бы раз слушавший Канье Уэста, заимствованы оттуда, с запада. Получается, он не изменил себе, он говорит все теми же словами, все о том же, близком и родном, говорит об этом так же душевно, но просто «вкраивает» в эту материю какие-то современные штуки. Будь то обработка голоса, современные звуки в аранжировке, а не стандартный бит. В общем, суть в том, что все надо делать с умом, а не просто копировать.

О вкладе Black Star в развитие российского хип-хопа

Как ты сам оцениваешь в этом случае вклад, который вносите вы с командой Black Star в развитие русского хип-хопа, рэпа?

Ты сказала в начале разговора, что многие ассоциируют русский рэп исключительно с улицей, со дворами. И когда появляется какой-то чувак в очках, который говорит, что он закончил с золотой медалью школу, поступил в МГУ, закончил МГУ и сейчас в аспирантуре, этот стереотип ломается и вносится в сознание людей несколько иной образ. Я таким образом привношу свой вклад в хип-хоп. Лэйбл Black Star, если говорить в общем, просто открывает нараспашку свои двери людям, таким, как я, амбициозным, которым есть, что сказать. И это действительно не пустые слова, поскольку я, находясь еще за бортом этого корабля, думал: чтобы попасть на такой большой лэйбл – нужны связи, наверняка, там имеется какая-то материальная составляющая, доля удачи и так далее. И в итоге получается, что только последний фактор имеет вес – доля удачи. И просто ребята меня заметили – а они по-любому заметят, если ты проявляешь какую-то активную деятельность, поскольку на лэйбле есть специальный отдел, который занимается мониторингом и поиском молодых талантов. И, соответственно, они заметили, посерфили в интернете информацию обо мне, нашли мой номер телефона, связались со мной, и все – я уже приехал в офис, и мы уже разговаривали более предметно, подписали контракт. То есть, вклад Black Star’а в культуру – поддержка, которую они оказывают молодым исполнителям, они всегда открыты к сотрудничеству. А мы уже гнем свою линию, решаем, что мы хотим донести и как мы хотим изменить эту культуру.

Ну и последний вопрос – просто ли с тобой подружиться? У тебя же очень много поклонников. Может, кому-то из них ты симпатичен, он чувствует, что у него те же взгляды, что у тебя. Как одному из них познакомиться с тобой, подружиться, начать общаться?

Ну, я уже говорил, что с теми моими друзьями, с которыми я прошел через огонь и воду, зачастую мы видимся с ними один раз в месяц или еще реже, в связи с нехваткой у меня времени, сил или еще чего-то. То есть, не всегда получается даже встретиться и душевно поговорить. А просто добавиться в контакте – если по современным меркам это считается «я подружился с Мотом», то ю а вэлком, моя социальная страница всегда открыта. И когда у меня есть время, я отвечаю на наиболее актуальные вопросы, читаю все комментарии, все отзывы. Естественно, в первую очередь добавляю красивых девушек и знакомых парней (смеется), но если назревает какая-то интересная дискуссионная тема, помимо «привет, как дела», то вполне нахожу время ответить.

Автор: Маргарита Русакова

Фото: Анна Бокина

© 2017 Spaseebo™